Не поедешь без страховки

и сборника "Библиотечки "Российской газеты"

     Вышел в свет новый сборник серии "Библиотечка "Российской газеты" под названием "Как быстро и без потерь застраховать "автогражданку".
     С первого июля 2003 года вступил в силу Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств". Это абсолютно новое правовое поле. И хотя сам Закон по объему не так велик, он очень сложен по содержанию. Хотя бы потому, что связан с нормами ГК РФ, Правилами дорожного движения, отдельными статьями Уголовного кодекса, а также с КоАП, Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражно-процессуальным кодексами.
     Сложны и подзаконные акты, в силу новизны темы для нашего законодательства. Знание Закона необходимо каждому автовладельцу и водителю, тем более сегодня, когда начался новый этап в развитии цивилизованных правовых отношений, приближаясь в этом к Европе.
     Постатейный комментарий важнейших документов сборника поможет читателям уяснить тонкости и отдельные слабости "автогражданки".

Что не говорилось о страховке

     Каждый сборник по сложившейся традиции открывает человек, наиболее сведущий в данной области. Этот сборник открывает вступительным словом заместитель начальника Главного управления ГИБДД МВД РФ генерал-майор милиции Владимир Швецов.
     - Сколько бы ни спорили на тему нововведений, они необходимы. Россия - подписант венской конвенции о дорожном движении и Московской конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения. Новые Правила - это очередной шаг к тому, чтобы привести наше законодательство в области безопасности дорожного движения в соответствие с международными нормами.
     Закон об обязательном страховании гражданской ответственности во многом спорный. Но наше управление не имеет права голоса. Что принял законодатель, то мы и должны исполнять. Сказано - не регистрировать транспортные средства без обязательного полиса, мы и не будем их регистрировать. Понятно, что все претензии будут к нашей службе. Таким образом, законодатель в очередной раз буквально столкнул лбами ГИБДД и граждан.
     И тем не менее Закон был необходим еще и по другим причинам. Ситуацию с аварийностью в стране нормальной не назовешь. Третий год на автомобильных дорогах Российской Федерации отмечается рост количества дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших в них людей.
     По прогнозам специалистов, в 2004-2005 годах ожидается дальнейшее увеличение аварийности, в первую очередь из-за несоответствия темпов прироста автотранспорта развитию улично-дорожной сети, низких эксплуатационных качеств транспортных магистралей, неудовлетворительного уровня подготовки водительских кадров, старения автопарка, правового нигилизма участников дорожного движения.
     Именно от последнего может спасти Закон об обязательной "автогражданке". В чем казус? Казалось бы, если платит страховая компания, то ни что не мешает нарушать вновь и вновь. Однако Закон и, конечно, сами страховые компании учитывают количество ДТП: чем их больше - тем больше платишь за страховку. Более того, явный перебор с количеством аварий может вызвать у страховщиков заметный интерес. Возможно, они предпочтут проведение собственного расследования. А в запасе у них есть уголовная статья по страховому мошенничеству. Это один из экономических рычагов давления на рост аварийности.
     И если пока езда без полиса не опасна для вашего кошелька и касается только желающих произвести регистрационные действия или пройти техосмотр, то с первого января вступает в силу та часть Административного кодекса, которая предусматривает ответственность за езду без страхового полиса. Не самый тяжкий случай - это "управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом", а равно управление машиной, если нарушены условия страхового полиса. В этих случаях нерадивому водителю грозит штраф в размере трех МРОТ. А в случае, если владелец транспортного средства не застраховал свою гражданскую ответственность или машиной управляет незастрахованный водитель, штраф уже составит от пяти до восьми МРОТ. К сведению, на сегодня "штрафной" МРОТ равен 100 рублям.
     То есть Кодекс предусматривает ответственность за все возможные случаи нарушения Закона об ОСАГО: есть страховка, но нарушены условия договора (например, управляет не тот, кто прописан в полисе, или машина эксплуатируется в сроки, когда полис не действует), а так же случаи, когда на данную машину страховка не распространяется или отсутствует.
     Необходимо напомнить, что отсутствие специального знака - имеется в виду стикер на стекле машины - при наличии страхового полиса не причина для отказа в совершении регистрационных действий и проведении Гостехосмотра, и тем более не причина для административных взысканий.
     Еще несколько слов в защиту коэффициента на молодых и неопытных водителей. Каждое третье ДТП происходит по вине водителя со стажем менее трех лет. 40 процентов из них совершают водители со стажем менее года. То есть буквально на первом году автомобильной жизни. Эта статистика должна заставить задуматься.
     Чтобы не возникало проблем кто, кому, сколько должен платить, был создан институт независимой транспортной экспертизы. Именно эти лицензированные специалисты в спорных ситуациях будут оценивать ущерб, нанесенный тому или иному автомобилю. И их заключение для страховщика - Закон. Но эти вопросы в компетенцию ГИБДД не входят. Подготовка и лицензирование таких специалистов ложатся на плечи Министерства транспорта.





Хостинг от uCoz